Когда BI-системы бессильны

Традиционно, говоря об отчетности, пользователи имеют в виду BI-системы. И если речь идет об отчетности, основная цель которой агрегировать и декомпозировать данные, например, отчет о продажах по странам, регионам, городам, магазинам, продуктам, необходимо признать, что BI-кубы, работающие с корпоративным хранилищем данных действительно достаточно эффективны.  Проблемы начинаю возникать, когда необходимо сделать определенные вычисления, например перераспределение накладных расходов, определить долю прибыли в выручке, сформировать отчеты о прибылях и убытках, отчеты по себестоимости или торговой наценке.


Управленческая отчетность: возможности Anaplan
Интеграция с источниками данных

Anaplan предоставляет инструменты интеграции с большинством современных источников данных – СУБД, ERP- системы (включая SAP), ETL-продуктам (включая Informatica), MS Excel.  
Особняком выступает интеграция с 1С, трудности с которой возникают не только у зарубежных систем, но и у продуктов, созданных на базе 1С. Традиционно для интеграции с 1С используется механизм выгрузок-загрузок, что накладывает дополнительную нагрузку на специалистов 1С и администраторов в компаниях заказчиков.   Для решения задачи интеграции с 1С специалисты «АТОМС Консалтинг» разработали «АТОМС Connector», который позволяет интегрироваться с 1С через механизм Веб-сервисов. Это существенно упрощает интеграционный процесс по следующим причинам:
  • нет необходимости создавать и отдельно настраивать выгрузку и загрузку информации, достаточно опубликовать уже существующий отчет 1С через веб-интерфейс;
  • нет привязки к определенным серверам;
  • нет привязки к определенным базам 1С.

Управленческая Отчетность силами бизнес-подразделений

Во многих компаниях существует проблема Excel-удушья. При наличии различных систем автоматизации – ERP, BI, CRM, Системы планирования и т.д., - значительная часть управленческой отчетности готовится специалистами в MS Excel. Ключевым «знанием» сотрудников становится информация кто, где и когда готовит необходимый Excel-файл. А также понимание того, что в этом файле надо подкорректировать, чтобы он удовлетворял потребности в данных. Такая ситуация объясняется тем, что для получения нового отчета необходимо инициировать новый проект, «выбивать» бюджет, писать ТЗ. И даже успешное прохождение всех этих этапов еще не гарантирует получение качественного результата, поскольку полученный в итоге «черный ящик», разработанный собственными или привлеченными IT-специалистами, может предоставить некорректный результат. Поэтому гораздо проще и надежней сделать отчет самостоятельно. Так современные, дорогие автоматизированные системы начинают обрастать значительным количеством Excel-файлов и постепенно становятся непригодны к работе.

 

Anaplan решает эти проблемы, благодаря простоте настройки, высокой производительности, мощным возможностям обработки и трансформации данных, встроенным инструментам визуализации информации.

 

Уже через два дня базового тренинга специалисты бизнес-подразделений клиентских компаний могут настраивать простые отчеты в Anaplan самостоятельно, а через 2-3 месяца сложно будет придумать отчет, с которым не справится рядовой специалист планового отдела.

Финансовая отчетность: от первичной выгрузки до консолидации.

Подготовка финансовой отчетности компании обычно проходит следующие этапы:

  • Импорт первичных данных (операции, проводки, реестры)
  • Обогащение данных аналитикой
  • Трансформация данных
  • Консолидация данных
  • Формирование раскрытий

Рассмотрим пример подготовки финансовой отчетности.

 

Импорт данных бухгалтерского учета
Данные бухгалтерского учеты загружаются из внешних систем:

  • Для российского периметра – 1С
  • Для прочих периметров – MS Axapta или SAP
  • Для новых компаний – Excel

Данные из 1С загружаются в Anaplan напрямую через “ATOMS-Connector”. Данные из MS Axapta загружаются из MS SQL Server через стандартный продукт Anaplan Connect.
Данные из SAP выгружаются через Anaplan-SAP-connector. Данные из Excel загружаются в Anaplan через расширение Anaplan для Excel – Excel Add-In.

Далее осуществляется автоматическое приведение импортированных аналитик к единым справочникам.

 

Обогащение данных аналитикой

Далее данные бухгалтерского учета проходят автоматическую обработку:

  • Разбивка на функциональные блоки (Выручка, Подотчет, Курсовые разницы).
  • Обогащение дополнительной аналитикой.

После этого работа продолжается с каждым функциональным/смысловым блоком – «командировочные расходы», «подотчетные документы» и т.д. У каждого из них свои правила обогащения аналитикой и трансформации.

Следующий шаг – автоматическое обогащение полученной отчетности аналитикой: статьи управленческого учета, статьи МСФО, указывается управленческое подразделение и т.д.

 

Трансформация данных

В зависимости от определенного функционального блока задействуется тот или иной трансформационный алгоритм, например:

  •  Перераспределение накладных расходов. Например, есть большое здание, в котором отдельные помещения арендуют различные службы – магазины, менеджеры по продажам, топ-менеджеры, бухгалтерия и т.д. В зависимости от занимаемой площади, у них разная стоимость арены, электроэнергии, охраны и т.д. Собственник видит коммунальные платежи одной статьей, и эти накладные расходы необходимо перераспределить и отнести на конкретное подразделение.
  • Дробление. Например, для учета продаж в компании используется специализированная система, которая содержит более детальную информацию с большим набором аналитик, нежели бухгалтерская система.  Данные по функциональному блоку Выручка автоматически сторнируются и замещаются данными из специализированной системы учета продаж.
  • Поправки на основании реестров.

По учету и движению по основным средствам (нематериальным активам, займам, аренде и расходам будущих периодов) в Анаплан импортируются отдельные реестры.
Все операции РСБУ по Основным средствам сторнируются (кроме ввода новых объектов,  модернизации) и рассчитываются внутри Анаплан по данным управленческого учета и МСФО на  базе реестра.

  • Accruals и прочие поправки

В результате эта информация попадает в так называемую трансформационную таблицу, на основании которой строится управленческая отчетность. Инструменты таблицы позволяют формировать финансовую отчетность, корректируя данные российской отчетности. Трансформационная таблица также позволяет проследить процесс трансформации отчетности по видам поправок от данных РСБУ до данных управленческой отчетности.

 

Консолидация данных и Формирование раскрытий.

Консолидация данных и Формирование раскрытий венчают процесс подготовки финансовой отчетности. Возможна настройка любых консолидационных поправок – от элиминации ВГО до расчета долей миноритариев. Количество и сложность раскрытий также не ограничиваются системой.